Добрый день!
Сегодняшняя публикация для тех, кто новичок, и не вполне понимает что такое рекомендательные системы в принципе. Поэтому, на примере Дзена, рассмотрим схему работы рекомендательного алгоритма.
Что такое рекомендательный алгоритм?
Это скрипт, имеющий экспертные настройки в закрытой части, программа, проще говоря. Любой сайтовладелец может в принципе купить себе такой скрипт или написать его самостоятельно для своего сайта.
Задача любого рекомендательного алгоритма — ранжирование публикаций в соответствии с экспертными настройками того самого скрипта. Чтобы настроить и отладить «под себя» такой скрипт как на Дзене, потребуются недели и месяцы.
Соответственно, на Яндекс Дзене экспертные настройки скрипта рекомендательного алгоритма назвали «правилами платформы». Они отражают описание основных функций, позволяющих предсказать поведение аудитории при соблюдении правил в открытой части ресурса Дзен.
Схема работы «на пальцах» рекомендательного алгоритма на Яндекс Дзене
Все авторы изначально находятся в равных условиях. Предположим, Автор-1 делает публикацию. Заголовок и описание публикации в виде «карточки» запускаются в ленту.
Причем сначала алгоритм анализирует реакцию подписчиков на публикацию. Чем сильнее реакция подписчиков, тем более сильный «импульс лояльности» или коэффициент К так скажем, присваивается публикации на начальном этапе.
Затем, получив первичные данные, пройдя проверку системы премодерации, скрипт досылает эту публикацию в «общую ленту». Где уже он получает на основе анализа комплексной оценки пользователями — участниками системы общую оценку «конкурентности».
На базе этой оценки на Дзене в режиме реального времени, с интервалом в 10 минут, алгоритм определяет место в текущем рейтинге всех публикаций. Выше рейтинг — выше место. Физически выше. Публикация с высоким рейтингом всё время мелькает на глазах пользователей-участников данной соц. сети.
Каждые 10 минут идёт пересчёт этих показателей на основе опять же, реакции аудитории.
В чём заключается реакция аудитории
Это наши банальные лайки /дизлайки, комментарии и время, проведённое на странице с публикацией, количество нажатий на кнопку «поделиться». Да… простейшие действия пользователей системы, эти мельчайшие частицы системы, «атомы» в конечном итоге и определяют успех той или иной публикации. Чем больше лайков, меньше дизлайков, больше комментариев, и больше времени посетители проводят в публикации, тем выше её рейтинг.
Следовательно, тем больше она мелькает в общей ленте, и как следствие получает больше охват, показов, целевых дочитываний. Ускорение роста показателя «реакция аудитории» пересчитывается для каждой публикации каждые 10 минут. Популярность в какой-то момент достигает своего пика, и затем, за счёт того, что аудитория самой соц. сети физически конечна, неизбежно падает с течением времени.
Именно ускорение роста реакции аудитории в конечном итоге и определяет в каждый промежуток времени позицию отдельно взятой публикации в общем рейтинге публикаций платформы. Примерно по такому принципу работает схема конкуренции между каналами на яндекс Дзен.
Автор канала должен подойти к подаче материала наиболее эффективно и оптимально. Обращая пристальное внимание на оформление карточки публикации. Автор должен на основе своего опыта, мастерства и смекалки, писательского таланта предугадать в рамках правил реакцию аудитории на публикацию.
Именно по этой причине одного знания схемы рекомендательных алгоритмов не достаточно для достижения успеха на Дзене. Кстати, рекомендательные алгоритмы во всём Мире работают по одной и той же схеме. Везде лайки, комментарии, кнопки поделиться. Во всех социальных сетях. Поэтому схема, описанная в этой статье, справедлива для любых соц. сетей.
Выходит, Дзен социальная сеть?
Кто бы и что не говорил, а яндекс Дзен = ни что иное как обычная социальная сеть, завуалированная под блог-платформу. У Дзена есть абсолютно все признаки соц. сети. Если подумать. Согласны?)