Все блогеры и рекламодатели уже знают о вступлении в силу с 01.09.2022г. Закона о рекламе (Федеральный закон «О рекламе», N 38-ФЗ, ст. 18.1).
ФАС уже возбудил несколько дел о нарушении данной статьи в этом году. Несмотря на то, что пока не возбуждено ни одного дела против блогеров Дзена, владельцы Дзен-каналов, справедливо полагая, что рано или поздно ФАС и РКН доберутся и до Дзена, уже во всю маркируют рекламные креативы и на Дзен.ру.
Сейчас мы посмотрим визуально на примерах-скринах как блогеры Дзена маркируют рекламные креативы: посты и видео, и разберём какие ошибки они делают при нанесении маркировки рекламы в публикациях.
Пример 1. Автор Дзен-канала маркирует рекламный пост
В первом примере блогер Дзена выпустил текстовую рекламную публикацию, пост, содержащую промо рекламодателя. Сейчас посмотрим как нанесена маркировка, и я прокомментирую насколько техника маркировки соответствует требованиям законодательства и разъяснениям гос. регуляторов. Итак:
Вроде бы маркировка присутствует, но корректно ли она нанесена? Смотрите, Автор указал в качестве наименования идентификатора рекламы не «ERID:», как этого требует закон, а «Токен ОРД:». Это ошибка. Т.к. в тексте закона чётко сказано, что надо писать именно ERID:
Видите? Надо было написать Автору ERID: и далее номер токена, а Автор указал: «Токер ОРД: и идёт номер токена». Что является ошибкой маркировки, и может привлечь внимание ФАС. За неправильную маркировку рекламного креатива рекламораспространитель несёт такую же ответственность, как и за отсутствие маркировки.
На эту тему уже много разъяснений на правовых порталах:
Итак, пример 1 — это пример с неверно нанесённой маркировкой рекламы. Давайте посмотрим какие ещё бывают ошибки маркировки на втором примере.
И да, всем блогерам на заметку:
Использование кириллицы в наименовании рекламного идентификатора запрещается! Единственным верным способом указания номера токена будет: erid: номер токена ОРД.
Пример корректного указания: erid: 3D987rtyy4E
Пример 2: Как маркировать рекламу, если рекламодатель физ. лицо
Во втором примере, очевидно, рекламодатель не юридическое лицо, а физ. лицо. ФАС указывает, что в случае, если рекламодатель физическое лицо, то при маркировке рекламного креатива необходимо указать его ФИО полностью:
Я нашёл на Дзене рекламный пост, который был промаркирован, но с нарушением данного требования маркировки:
В данном случае указана только фамилия и таинственное «И». А не ФИО, как требует Закон. Соответственно, это может повлечь за собой такое же наказание (как для блогера, так и для рекламодателя), как и отсутствие маркировки.
И ещё одна ошибка: дублирование токена в публикации. Вверху публикации видно, что копия ERID присутствует ещё один раз:
Один и тот же erid не должен повторяться в публикации, т.к. это может ввести в заблуждение систему мониторинга рекламных креативов РКН. Соответственно, дублирующий токен лучше удалить из публикации во избежание ненужных вопросов от гос. регуляторов.
3. Пример правильной маркировки рекламы в видео на Дзене
А сейчас посмотрим как Автор Дзен-канала успешно справилась с нанесением маркировки рекламы в видео-публикации:
Итак, Автор бьюти-канала выполнила все требование законодательства, и корректно промаркировала свой видео-рекламный креатив.
Так, ключевое слово «Реклама» и наименование организации — рекламодателя нанесены в нижней части самого ролика, «прямо в кадре», — на скрине указано зелёной стрелочкой и моим комментарием.
На скрине наименование юр. лица выглядит мелким, но если ролик развернуть на весь экран, то инспектор ФАС или РКН сможет убедиться, что текст читабелен и хорошо виден.
При этом токен встроен в название видео, и выполнен корректно. (Так же мной подчёркнуто зелёным карандашом на скрине внизу).
Пример правильной маркировки рекламы в статье на Дзене
Хочу привести последний пример, который визуально показывает как правильно выполнить маркировку рекламы в публикации (статье) на Дзене.
Есть какая-то статья на историческую тему. Вверху статьи, сразу под изображением, как и требует закон, указан номер токена ОРД на английском языке, смотрим:
А саму рекламу я обвёл оранжевым карандашом в рамку. Видите? Вот так надо действовать блогерам Дзена, чтобы ФАС и РКН были довольны.
Но это ещё не вся маркировка. Не хватает указания самого рекламодателя, и ключевого слова «реклама», которое выполнено в конце публикации:
При таком подходе маркировочная атрибутика как бы раскидана, разделена на две части, и не портит дизайн самой публикации, не бросается в глаза. Читатель не заметит маркировку, но успешно получит то, зачем пришёл — контент.
Обратите внимание, что помимо названия организации указан и ИНН. Такой подход исключает ошибку при проверке гос. регуляторами маркировки рекламы в данной публикации: рекламодателя однозначно можно идентифицировать по ИНН.
Как видите, блогеры Дзена уже во всю маркируют свои рекламные интеграции. Пока довольно много ошибок в нанесении маркировки, но с течением времени, полагаю, всё это приработается, все привыкнут, и будут уже корректно маркировать свои рекламные креативы в Дзен-публикациях.
P.S. Просто некоторые авторы меня спрашивали: «А вот покажите конкретику. Скрины, примеры конкретных публикаций на Дзене, которые содержат и рекламу, и саму маркировку, разумеется. Как они (блогеры) это делают?» Ну, вот, товарищи, вам и примеры «на посмотреть» 🙂
Надеюсь, вам была полезна данная публикация!
Поблагодарить Автора: