Ну, держитесь, владельцы и участники домовых и родительских чатов, корпоративных мессенджеров Гос. корпораций с группами в виде чатов, электронных досок объявлений бюджетных организаций, и иные владельцы частных закрытых пабликов, групповых приватных комнат и бесед.
Потому что 24.04.2024 в РФ в рамках борьбы с нарушениями ст. 18.1 «Закона о рекламе» Краснодарский УФАС возбудил дело в отношении участника домового закрытого чата:

Именно этот прецедент, или как модно сейчас говорить «кейс» примечателен двумя особенностями, которые ранее не были замечены за Гос. регуляторами в правоприменительной практике «Маркировочного Закона»:
💼 Впервые ФАС нацелилась штрафовать в закрытом паблике
Товарищи! Такое наблюдается впервые с момента вступления в силу ст.18.1 «Закона о рекламе», т.е. без малого 2 года. Я набрёл на колкий разбор этого эпизода одного коллеги по Дзену:

Ситуация предельно простая: в домовом чате таком-то, который является пабликом с ограниченным доступом, некий обиженный на соседа (как я понимаю) или владельца этого чата гражданин банально нажаловался на первую же ссылку, которая смахивает на немаркированную рекламу.
И в ФАС радостно подхватили, ухватились за новую идею штрафовать и закрытые паблики (почему нет?).
Видите скрин? Всё итак достаточно красноречиво, я лишь продолжу пассаж нашего коллеги, добавив от себя, что вот эта ситуация даёт в руки страшный инструмент для сведения личных счётов в родительских школьных чатах, домовых чатах, ведь до сих считалось, что ст. 18.1 будут применять только для пабликов, доступ к которым имеет неограниченное количество пользователей. Верно?
А вот теперь то всё в корне поменяется во мгновение ока! Сосед пойдёт жаловаться, строчить на соседа, одна мамаша пойдёт жаловаться в ФАС на другую мамашу или владельца любого закрытого чата, приватной комнаты, закрытой рабочей группы в корпоративном мессенджере в какой-нибудь Гос. корпорации или предприятии ОПК.
Представьте: есть к примеру, закрытый чат для сотрудников на военном заводе. Тысячи участников. Дирекция предприятия до сих пор безнаказанно размещала промо-материалы по приказу вышестоящих холдинговых организаций в этом чате, в том числе и промо-материалы банков и других продуктов для распространения информации среди сотрудников.
В результате, ничего не подозревающая администрация предприятия вдруг получает оплеуху от ФАС и РКН в виде штрафа за нарушение ст. 18.1 «Закона о рекламе». Руководство предприятия, холдинга и профильного министерства в шоке. А сделать ничего нельзя. Получите штрафун, товарищи директора заводов!
А всё почему? Потому что менеджер Вася обиделся, что его уволили или сократили, и он попросту «свёл счёты» с руководством завода вот таким образом. Благо теперь инструмент для сведения счётов имеется.
Обиженному сотруднику достаточно самому или с помощью бывших коллег «подловить» руководство организации, дождаться, пока будет опубликована сомнительная ссылочка в чате (группе), и порядок!
Попробуйте-ка теперь докажите, что в этой закрытой группе ссылка на санаторий такой-то для отдыха сотрудников военного завода, желающих отдохнуть со скидкой 10% не является рекламой, а? Ну, как вам? Нравится такой расклад?
Это ещё не всё! Продолжим рассуждения!
💼 Впервые штрафовать будут автора сообщения
Да, товарищи. Все предыдущие дела «маркировочного закона», по ст.18.1, ФАСом заводились исключительно на владельцев соответствующих пабликов. В этом же случае есть прецедент возбуждения дела на УЧАСТНИКА паблика, разместившего соответствующий пост, который был признан немаркированной рекламой.
Причём, лично мне не ясно каким образом ФАС будет доказывать, что пост разместила организация такая-то, а не какой-то шутник или очередной тролль, прикинувшийся сотрудником организации.
Не будет же организация оштрафована только лишь на том основании, что в чате «кто-то» разместил вот такое объявление, и указал под ним номер телефона этой организации? Это же абсурд?
Таким образом, создаётся ещё один любопытный момент: как насчёт шутников, пранкеров, троллей? Каково раздолье для их личной потехи? Очень скользкий момент, друзья… Как бы здесь не было перегиба со стороны гос. регуляторов.
💼 Выводы из этого кейса с домовым чатом
Вывод напрашивается такой: похоже, что ФАС и РКН взялись за так называемые «барахолки», коих в РФ при каждом городском паблике, в каждом чате или группе — куча.
В РУнете их сотни миллионов. И практически все посты в этих пабликах можно считать рекламой. Разумеется, никто маркировать там ничего не собирается. До поры…
Видите, что происходит? Что получается? Не знаю, как будет дальше развиваться ситуация вокруг «маркировочной статьи», но даже сейчас она выглядит достаточно абсурдной.
Интересно эта «мода» не затронет размещение вакансий?? Рекламой не сочтут?
По идее в законе есть специальные оговорки насчёт объявлений — вакансий, но теперь хз как на это ФАС и РКН будут смотреть)